Главная > Статьи > Хомут усиленный

Хомут усиленный

Одним из наиболее распространенных типов соединений в технических системах, использующих полые профили и емкости, является соединение штуцерного типа, когда соединяются гибкий полый профиль (шланг) и штуцер – соединительное приспособление емкости в виде втулки, как правило – с фланцем, препятствующим продольному перемещению надвинутого сверху профиля (шланга).

Наиболее широкое применение штуцерное соединение нашло в системах охлаждения автомобилей и тракторов – соединение расширительного бачка или радиатора с остальной системой охлаждения двигателя. Кроме того, штуцерное соединение широко используется в любых других гидротехнических системах как производственного, так и бытового назначения.

Для надежного закрепления и герметизации гибкого и жесткого элементов штуцерного соединения одной силы упругости гибкого шланга абсолютно недостаточно: в большинстве гидросистем создается избыточное давление, что практически всегда приводит к срыву шланга с штуцера. Самым надежным препятствием к такого рода деструктивным и аварийным ситуациям является хомут, который накладывается поверх гибкого патрубка и фиксирует его на штуцере.

Вплоть до начала 21-го века даже в наиболее ответственных соединениях рассматриваемого типа применялись самые примитивные хомуты, иногда изготовленные в кустарных условиях, а то и вовсе скрутка из подходящей проволоки.

Такая конструкция не обеспечивала нужной надежности соединения из-за неравномерного давления, оказываемого на тело патрубка, в которое хомут нередко просто врезался.

Существенным достижением в этой сфере стало постепенное, но повсеместное распространение ребристого хомута с червячным винтом. Это простое устройство позволяло довольно равномерно распределять давление по всей площади патрубка под хомутом и отличалось удобством и универсальностью. Хомут не было необходимости подбирать, достаточно было общего совпадения по типоразмеру. Единственным недостатком такой системы была средняя прочность соединения, которое держалось зацепом червяка за несколько небольших вырезов (или пазов) в хомуте.

Для высокого давления в системе и длительных условий эксплуатации этого было явно недостаточно, поэтому следующим шагом технического прогресса в этой области стал усиленный хомут, в котором гибкие скользящие стальные пластины, образующие в срезе ровную окружность изменяемого диаметра, фиксировались винтами с двух сторон. При этом винты надежно соединялись с гибкими пластинами.

Таким образом, усилие распределялось на два винтовых узла а не на один. Эта конструкция позволила осуществлять соединения более надежным образом.

Учитывая высокую надежность соединения, производимую усиленным хомутом, данное устройство рассчитано для самых больших нагрузок и изготовлено из нержавеющей стали, рассчитанной на длительность применения.